Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Версия сайта для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагог-психолог » Педагог-психолог

Страничка педагога-психолога Уваровой Виктории Ивановны

Материал подготовила педагог-психолог ГБДОУ д/с №17 Уварова Виктория Ивановна

Рекомендации родителям вновь поступающих детей в ГБДОУ

по профилактике дезадаптации детей к детскому саду

Период начала систематического посещения детского сада очень сложен для каждого ребенка, а часто и для родителей. Уже с первых дней жизни ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип. К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. Детский сад - новый период в его жизни, где привычные условия (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Для малыша это первый опыт коллективного общения. Большинство детей на детский сад реагируют плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать, а есть дети, которые плачут все время до прихода родителей. Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

1.Тревога, связанная со сменой обстановки.

2.Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада (оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания в дошкольном учреждении).

3.Психологическая неготовность ребенка к детскому саду (эта проблема может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой, избалованностью и т.д.).

4.Отсутствие навыков самообслуживания.

5.Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого нервничать, плакать, капризничать.

6.Личное неприятие воспитателя.

7.Страх, что его не заберут из детского сада.

Новую обстановку не все дети принимают сразу и без проблем.

Различают 3 степени адаптации:

1-ая - легкая. Поведение нормализуется в течении 1-го месяца.

Аппетит достигает обычного уровня к концу 1-ой недели.

Сон налаживается за 1-2 недели.

Острых заболеваний не возникает.

2-ая степень - средняя.:

Сон и аппетит восстанавливаются за 20-40 дней

Настроение может быть неустойчивым в течении 30 дней.

В этот период ребенок болеет, как правило, ОРЗ (7-10 дней), без осложнений.

3-я степень - тяжелая:

Эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (до нескольких месяцев)

В этот период ребенок переносит повторные заболевания, протекающие часто с осложнениями.

Может замедлиться темп развития.

Могут проявляться стойкие нарушения поведения (ребенок старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сесть в раздевалке и звать маму и т. д.)

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию к новым жизненным условиям.

Начать надо с самого главного- с оздоровления малыша. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки (их делают не позднее, чем за месяц до поступления в детское учреждение).

Затем следует перестроить домашний режим (сон, игры, прогулки, прием пищи) под распорядок детского сада. Узнать меню, постараться дома переводить ребенка на питание, которое он будет получать в детском учреждении.

Хорошо, если ребенок приходит в ДОУ с уже сформированными навыками самообслуживания: уметь пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые помогают), самостоятельно есть, пить из чашки и т. п.

Заранее познакомить ребенка с детским садом, группой, положительно его настроить (много детей, хорошая тетя-воспитательница, дети весело играют, много игрушек и т. д.). Познакомить ребенка с группой, с воспитателем, показать, где он будет играть, спать, раздеваться, кушать.

Можно побывать с ребенком на участке, посмотреть, как гуляют дети, чем занимаются,

В первые дни не следует оставлять малыша надолго в детском саду. Можно сначала приводить на прогулку, затем поиграть в группе, покушать и т. д. (в зависимости от ситуации). Постепенно увеличивать время пребывания по мере нормализации поведения.

Обычно дети, поступившие в ясли, заболевают ОРЗ на 5-7 день, поэтому родителям лучше сделать перерыв с целью профилактики заболевания: не водить ребенка в ясли с 4 по10 день. Продумать, кто будет приводить ребенка (лучше тот, с кем легче расстается) и забирать. Когда приходите за ребенком, плохое настроение оставляйте за порогом, встречайте малыша с улыбкой. Необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, что ему понравилось, какими игрушками играл и т.д. Задавайте малышу конкретные вопросы, узнайте у воспитателя, в чем ребенок был успешен. Акцентируйте внимание на положительных моментах. Вечером за семейным ужином, обсудите проблемы и похвалите ребенка.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет в садик.

В выходные дни стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ. Повторять все виды деятельности, которым обучился малыш. Желательно дать пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать, как много интересного его там ждет. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Отводя малыша в сад, можно дать ребенку вещь родителя, можно дать ему ключ (любой) и сказать, что мама или папа не могут попасть домой без ребенка, у которого остался ключ, тогда он будет уверен, что за ним придут и не забудут его.

Родителю самому надо быть спокойным. Можно соблюдать определенный ритуал прощания (обоюдное поглаживание по спине, воздушный поцелуй, рукопожатие, обняться и т. д.)

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по - разному.

Детское непослушание

Что делать, если ребенок не слушается?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются?

Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто очень запомнившуюся вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите себе свои тогдашние эмоции и действия. Теперь постарайтесь определить главное, преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое). Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.

Первая причина

Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе  никакого.

Вторая причина
У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

Третья причина

Если чувство родителя - обида, то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!"

Четвертая причина
Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой, и буду плохой".

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на вопрос - не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели - и возобновляет их с новой энергией.

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.
- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом".

- Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.

- Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с педагогами и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение,
гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

 

Тема: "Кризис 3-х лет" Педагог-психолог Уварова Виктория Ивановна

Тема: "Адаптация первоклассника к школе" Педагог-психолог Уварова Виктория Ивановна

 

Категория: Педагог-психолог | Добавил: doktor (27.03.2022)
Просмотров: 1282
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Обновлено:  05.05.2024, 00:23