Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Версия сайта для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » Учитель-дефектолог (тифлопедагог) » Учитель-дефектолог

Страничка учителя-дефектолога (тифлопедагога) Лукьяненко Елены Антоновны

Материал подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГБДОУ д/с 17 Лукьяненко Е.А. 

Актуальность использования специальных интерактивно - компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе тифлопедагога с детьми, имеющими зрительные нарушения

(Из опыта работы, на примере применения специального интерактивно-компьютерного комплекса «Академик»: программы «Чибис», «Цветок», «Дискотека», «Кодинг», разработанного ИППИ РАН, г. Москва)


       Источником познания дошкольного возраста является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.).

    Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, призван педагог, который обязан знать, не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Особенно это актуально в работе с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения. В силу того, что имеютсяпервичные зрительные нарушения, они влекут за собой вторичные - нарушение хода психофизического развития ребёнка и, прежде всего – развития зрительного восприятия.

    Одним из основных направлений работы ДОУ для детей с нарушением зрения являются - охрана и развитие зрительных функций у частично зрячих и слабовидящих, и восстановление их до нормы у детей с амблиопией и косоглазие, а также коррекция вторичных отклонений.

    Зрительная система –  многоуровневая: воспринимающая, проводящая и отображающая. Поэтому методика развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения, а это программный материал (чему учить), методы эффективного обучения (как учить), формы организации процесса обучения – должны предполагать воздействие на все уровни зрительной системы.

    Зрительное восприятие- это сложное сочетание различных образований:

  • зрительных функций (это природный механизм, он заложен генетически);
  • операционных механизмов (заключаются в обучении детей, при обследовании предметов, выполнять сенсорно – перцептивные действия и операции типа: отличение от фона, узнавание, соотнесение образа, который возникает при восприятии с имеющимися представлениями; опознание (подходит - не подходит), определение схожести и различия.
  • мотивационных механизмов: они определяют те усилия, которые затрачивает (прилагает) ребёнок в познании окружающего мира на зрительной основе; ребёнок должен понимать необходимость какой- либо деятельности, а эта деятельность в свою очередь - должна быть интересной для него.

    Зрительные функции генотипно обусловлены, т. е. природны, а операционный и мотивационный механизмы формируются прижизненно на основе зрительных функций, в условиях воздействия окружающей действительности. Возникновение операционного и мотивационного механизмов создают предпосылки, не позволяют хорошим зрительным функциям снижаться, а в дальнейшем развивают нарушенные зрительные функции и стабилизируют их.

    Таким образом, чтобы зрительное восприятие было полноценным мыслительным процессом, необходимо целенаправленное воздействие определёнными средствами на операционный и мотивационный механизмы и, через них, опосредовано воздействовать на зрительные функции с целью их развития и стабилизации.

    Одним из средств коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми, имеющими функциональные зрительные расстройства, являются специальные интерактивные компьютерные программы, которые имеют игровой характер. Эти программы можно рассматривать с двух сторон:

  • коррегируют, развивают нарушенные зрительные функции и стабилизируют их до нормы, т. е. носят лечебно-восстановительный характер;
  • обучающе-развивающий характер.

    Рассматривая эти программы, как обучающе-развивающие, очень важно то, что дошкольник начинает понимать: предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы, модели реальных предметов усложняются, становятся всё более и более обобщёнными и всё меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться, так называемая, знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира. Это и реальные предметы, и картинки, схемы, наконец, это наши мысли, которые являются сложным, идеальным уровнем действительности. Их нельзя потрогать, взять в руки, хотя они так же реальны, как и стоящий перед ребёнком грузовик или написанные на экране буквы.

    Однако, «знаковая функция сознания» не только даёт возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития, говорят известные трудности при обучении детей счёту или чтению «про себя». Многие ребята при этом, продолжают шёпотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счёте. Эти факты говорят о том, что у ребёнка не сформирована «знаковая функция сознания», не произошла интериоризация, т. е. его психические действия не перешли из внешнего плана во внутренний. Ребёнку всё ещё нужна опора на какие-то внешние средства.

    В то же время, специальные компьютерные программы, дают возможность облегчить этот процесс итерриоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными уже для детей, начиная с младшего возраста. Это происходит потому, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребёнка, что облегчает его понимание детьми.

    В процессе занятий с детьми по специальным компьютерным программам, улучшаются многие основные психические процессы. За счёт чего это происходит? Для этого, вспомним основные законы психического развития детей. У маленьких детей ещё нет желания запомнить, нет так называемого, произвольного запоминания, т. е. запоминания с заранее поставленной целью.

    Всё дело в том, что детская память непроизвольна, т. е. дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить.

    Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи или детали. При этом, сама значимость запоминаемого служит основой её сохранения в памяти на длительное время, поэтому мы и говорим о хорошей памяти детей.

    Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребёнка, ускоряя темп формирования новых психических операций.

    И здесь, опять незаменимым помощником является компьютер, т. к. он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.

    Специальные компьютерные программы большое значение имеют не только для развития интеллекта, но и для физического развития, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

    У детей с нарушенным зрением есть трудности с координацией движения, которые проявляются в неуклюжести, им трудно повторить сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к 7-ми годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево, т. е. затруднена ориентировка в пространстве, им тяжело воспроизвести на слух команды, связанные с ориентировкой. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития и могут встречаться даже у хорошо интеллектуально развитых детей, не имеющих проблем со зрением. Однако этот дефект может мешать им дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учёбе, но и общению со сверстниками, а потому очень важно, внимательно наблюдая за каждым ребёнком, вовремя выявить его и преодолеть. И неоценимым помощником в этом, для нас, являются специальные компьютерные программы.

    Почему же именно компьютер и специальные программы легко и быстро могут помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого нужно несколько месяцев, а, может быть, даже и не один год? Дело в том, что в любых компьютерных играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребёнок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребёнок сможет научиться движением нужной клавиши (т. е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. В случае затруднений дефектолог может помочь детям, вводя дополнительные подсказки для запоминания правила действия той или иной клавиши. Можно также ускорить или замедлить движение изображения на экране, чтобы облегчить (или затруднить) восприятие направления движения.

    Специальные компьютерные программы способствуют не только интеллектуальному, психофизическому развитию, но и эмоционально-волевым качествам. В практике не выявлено ни одного случая отказа детей от компьютерных занятий, как бы сложны они ни были. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так они в большинстве случаев на него и смотрят, да и мы, взрослые, часто разделяем это их мнение. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребёнок не любит играть? Таким образом, стремление к игре, т. е. игровая мотивация, помогают ребёнку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игры. Это можно сравнить с красивой упаковкой, в которой детям даётся лекарство.

    Однако, если бы эти игры служили только для развлечения детей и не переходили бы в новое качество, польза от них была бы не так велика. Но ценность компьютерных игр именно в том, что ребёнок постепенно начинает интересоваться их содержанием, а не только новой необычной формой. Дети задают вопросы о том, как изменить полученные изображения, можно ли усложнить задание. Так, игровая мотивация естественным образом переходит вучебную, в интерес к содержанию задания.

    Т. о. тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память ивнимание. Развитие этих качеств особенно важно для будущих школьников, т. к. именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школьному обучению.

    Большие возможности специальные компьютерные программы представляют для развития ребёнка таких личностных качеств, как самостоятельность и активность. Самостоятельность ребёнка во взаимодействии с компьютером проявляется не только и не столько в самостоятельном нажимании на кнопки, но (и это главное!) в постановке целей и принятии решений, выборе наиболее правильного действия, наиболее удачной команды, в самостоятельном достижении результата. Такой уровень самостоятельности возникает при соответствующих условиях: необходимом объёме знаний об объекте, положительном эмоциональном отношении к нему, активной деятельности ребёнка с этим объектом. Поэтому, очень важно дать начальные знания о компьютере и научить ребёнка им пользоваться.

    Вначале занятий происходит знакомство ребёнка с компьютерно-коррекционным кабинетом, где в дальнейшем ребёнок и будет заниматься, далее идёт рассматривание компьютера: показываются и называются отдельные части компьютера, используется общепринятая упрощённая терминология. Особое место отводится «мыши», ведь именно с ней ребёнок и будет работать в дальнейшем. Дети учатся управлять «мышью», прослеживать взглядом за курсором. Они начинают понимать, что между курсором и действиями «мыши» существует, очень тесня связь. Если у ребёнка в опыте нет работы с компьютером, то первое занятие проходит с дефектологом, т. е. ребёнок кладёт свою руку на «мышь», а на его руку кладётся рука взрослого. Дети не могут сразу овладеть зрительно-моторной координацией, поэтому эти действия носят «пассивно-активный» характер, т. е. ребенок, прослеживает взглядом за курсором, а действия выполняются совместно с взрослым. Постепенно, если ребёнок справляется с заданием, начинает овладевать зрительно-моторной координацией, пусть и в грубой форме, рука взрослого убирается, далее-это могут быть направляющие действия, поддерживающие, но очень важно, чтобы ребёнок, при работе с компьютерными программами, овладел самостоятельными действиями. Приобретение детьми знаний и умений пользоваться компьютером, использование их в самостоятельной активной деятельности, способствует возникновению сознательного отношения дошкольников к компьютеру. Это, в свою очередь, приводит к реализации ребёнком своих стремлений, осознанию им своих возможностей как субъекта деятельности во взаимодействии с такой сложной техникой, заданиями и, таким образом, способствует рвзвитию личности ребёнка.

    Полученные результаты на первых занятиях ребёнка, пусть и совместно со взрослым, способствуют переживанию ребёнком успешности своей деятельности, вызывают положительный эмоциональный отклик, оказывающий влияние на дальнейшее развитие интереса к данному виду деятельности. Неизбежным становится преодоление неуверенности в своих силах, усиление волевой регуляции, т. к. ребёнок осознаёт значимость себя, как деятеля, от которого зависит достижение поставленной цели.

    В работе с детьми со зрительными нарушениями очень важен мотивационный механизм, т. к. это не просто игровые программы, а специальные, которые направлены, прежде всего, на устранние зрительных нарушений. Играя, ребёнок даже и не подозревает, что в это время происходит восстановление нарушенных зрительных функций.

    Компьютер, благодаря индивидуально подобранному способу управления и методике игры, а также, подходящему, с педагогической точки зрения, программному обеспечению, которое учитывает уровень развития ребёнка, его индивидуальность и имеющийся у него зрительный диагноз, - может дать ребёнку возможность играть, и так, чтобы у него получалось. Это стимулирует любопытство ребёнка, он отважится эксперементировать, и будет положительно оценивать свои способности. Любой ребёнок, не исключая и детей с функциональными нарушениями, получает стимул к развитию в те моменты, когда он переживает чувство «я могу сам».

    Как показала наша практика, после того, как детям, имеющим порой очень сложное зрительное нарушение, к тому же ещё и сопутствующие диагнозы, и низкий уровень общего развития, представилась возможность использовать компьютер, выяснилось, что многие из них понимают и могут делать больше, чем от них ожидают окружающие.

    Компьютер завладевает вниманием ребёнка, а игра даёт ребёнку столь сильную мотивацию, что способность детей к концентрации возрастает, а это, в свою очередь, улучшает предпосылки для обучения и коррекции зрительных функций. Умение ждать и быть терпливым – навыки, которые ребёнку, при игре на компьютере, так или иначе приходится осваивать.

    Терпение у компьютера есть, что является хорошей поддержкой для тех детей, которым необходимо многократное повторение для подтверждения своих действий. Он никогда не «устаёт» и не «сердится», а наоборот «помогает» ребёнку.  Например, в программе «ЧИБИС»: ребёнок занимается в специальных очках с разноцветными фильтрами и, если он не видит фигуру на дисплее (а не видит, потому что имеются нарушения бинокулярных функций), то компьютер подсвечивает фигуру до тех пор, пока ребёнок начинает её воспринимать.

    Работая со специальными компьютерными программами, дефектолог должен чётко знать особые возможности и потребности конкретного ребёнка, назначение программы, этап лечения, на котором ребёнок находится, это позволит использовать компьютер в качестве технического средства коррекционно-образовательного процесса. С помощью определённых программ и структурированной методики, компьютер может применяться для тренировок в отдельных специальных областях, в данном случае, для нарушенных зрительных функций. Как показал наш практический опыт, специальные интерактивные компьютерные программы можно использовать как многоцелевые: работая в тесном сотрудничестве с офтальмологической и дефектологическими службами.

    В работе со специальными компьютерными программами, тифлопедагог может использовать разные варианты:

  • как часть коррекционно-развивающих занятий: программы подбираются, исходя из целей занятий, также учитывается этап лечения ребёнка;
  • как коррекционные занятия по развитию зрительных функций: здесь даются назначения и рекомендации врача-офтальмолога;
  • как подготовка младших детей к лечебно-восстановительной работе по классической методике, т. е. к аппаратному лечению. Т. к. у детей младшего возраста плохо развито внимание, усидчивость, им тяжело понять, что от них требуется, часто с их стороны можно получить отказ работать. Специальные же компьютерные интерактивные программы, могут служить, как предварительная работа к аппаратному ортоптическому лечению. Зачастую, по завершении занятий с этими прграммами, врач снимает назначение аппаратного лечения, вследствии положительной динамики рвзвития зрительных функций. В свою очередь, ребёнок больше времени может проводить на прогулке, в игровой или совместной деятельности с педагогом, т. е. он не перегружен.

    Таким образом, применяя специальные интерактивные программы в тифлопедагогике, мы решаем следующие задачи:

  • развиваем нарушенные зрительные функции посредством операционного и мотивационного механизмов.
  • параллельно с коррекцией зрительных функций происходит развитие психических процессов: прежде всего- восприятия, т. к. в дошкольном возрасте - это ведущий психический процесс. Внешние перцептивные действия переходят во внутренние, т. е. происходит формирование перцептивного моделирования. Если не сформированы внутренние процессы восприятия, ни о каком логическом мышлении не может идти речь (в педагогике очень часто можно слышать о стремлении развивать логическое мышление, при этом опуская, наивысший поцесс восприятия - перцептивное моделирование, это очень большая ошибка).

    С помощью компьютерных интерактивных программ развивается также такой психический процесс, как внимание. Ни одна деятельность не может обойтись без внимания. Чтобы деятельность была результативной, требуется развитие концентрации внимания. Также эти программы способствуют формированию распределения внимания. Например, в программе «Цветок», вначале ребёнок не замечает растущего красного столбика- времени. Постепенно он начинает обращать на него внимание, вследствии этого у ребёнка формируется чувство времени: он начинает понимать, что его деятельность ограничена во времени. Ну, а сама программа построена так, что занятия на компьютере носят соревновательный характер. Также ребёнок начинает обращать на то, что у него растут баллы - в случае успеха, в случае же неудачи - компьютер эти баллы отнимает.

    Также эти программы способствуют развитию воображения. Так, в прграмме «Цветок» с картинками - имеются силуэтные и контурные объекты, которые вызывают различные ассоциации, например, к одному и тому же объекту дети могут подбирать разные названия.

   Специальные компьютерные порграммы помогают сформировать внгутренние процессы восприятия, а на их основе развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение. Так, в программе «Дискотека», для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться от несущественных признаков, этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а осуществить обратную операцию-синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных-в единое целое.

    Специальные интерактивно-компьютерные программы используются так же для того, чтобы естественным обрвзом привлечь детей к работе над тем, с чем им бывает трудно справиться обычными средствами. Одним из преимуществ интерактивных программ является то, что они обеспечивают непосредственную обратную связь, сообщающую об удаче или неудаче, благодаря чему повышается мотивация к решению трудных задач, а если есть необходимость - исправить ошибки.

    Ещё одно из важных преимуществ специальных интерактивных программ – ребёнок в этой деятельности «субъект», он активный участник коррекционно-развивающего процесса, а не объект, на который происходит воздействие извне. На основе построения такого принципа работы, как показала практика, результативность этой деятельности – высокая.

    В нашей практике работа со специальными интерактивно-компьютерными программами проводилась в 2-х направлениях:

    1. Программы давались тифлопедагогом как часть корреционно-развивающего занятия. Исходя из «Программы по развитию зрительного восприятия» (Плаксина Л. И.; Фомичёва Л. В.), методики занятий развития зрительного восприятия – тифлопедагог на каждом занятии должен включать определённые задания, упражнения на развитие зрительных функций. Такими заданиями и упражнениями являются специальные интерактивно-компьютерные программы. При этом, строго учитывается личностный подход к каждому ребёнку, исходя из его диагноза, этапа лечения, назначения лечащего врача, общего уровня развития ребёнка. Программы, также даются, исходя из типов коррекционных занятий, из целей, которые ставятся тифлопедагогом. Так как каждая программа направлена на исправление каких-то нарушенных зрительных функций, то, применяя программы на определённых типах коррекционных занятий, цели таких занятий, решаются комплексно. Эти занятия являются мобильными, очень динамичными, результативными.

    2. Второе направление, которое также используется в ГДОУ-это комплексное взаимодействие офтальмологической и дефектологической служб. Т. е. врач-ортоптист рекомендует для занятий со специальными интерактивными программами детей особо нуждающихся-это дети-инвалиды; дети, которым по определённым причинам противопоказано аппаратное лечение; предоперационное и послеоперационное лечение; дети, которые тяжело поддаются лечению; также, это дети, которые в силу своих психических особенностей не могут адекватно воспринимать аппаратное лечение.

    Как известно, первичные зрительные нарушения могут повлечь за собой вторичные отклонения в плане психофизического развития, поэтому такие дети получают комлексно коррекционно-восстановительную помощь. Результативность у этих детей, в плане восствновления зрения, психофизического рвзвития, формирования эмоционально-волевых качеств – высокая.

Категория: Учитель-дефектолог | Добавил: doktor (06.12.2022)
Просмотров: 170
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Обновлено:  04.05.2024, 23:07